
В воскресном выпуске шоу Last Week Tonight рассматривается тема онлайн-брокеров данных. Джон Оливер представляет хороший обзор этой индустрии и её методов работы.
Оливер, помимо последней шпильки в адрес AT&T — с пятницы HBO теперь принадлежит Warner Bros. Discovery, — начинает с объяснения, что именно брокеры данных ответственны за феномен, когда «вы становитесь целью рекламы чего-то до странности специфичного».
… общее у всех этих компаний то, что они собирают вашу личную информацию, а затем перепродают её или делятся ею с другими. Как выразился один эксперт, они — посредники в капитализме слежки.
В этом сюжете признаётся, что большинство людей воспринимает сбор данных компаниями или правительством как должное, но его цель — пролить свет на то, как «брокеры данных действуют в обширной нерегулируемой экосистеме, которая может очень быстро стать очень жуткой».
Правда в том, что когда дело доходит до брокеров данных, они знают о вас значительно больше, чем вам хотелось бы, и делают с этой информацией значительно больше, чем вы могли бы подумать.
Даётся обзор браузерных cookie-файлов: основные (first-party) cookie (размещаемые сайтами, которые вы активно посещаете) необходимы для работы интернета — для всего, от корзин покупок и отслеживания прошлых посещений до входа в систему (аутентификации).
… постепенно эта практика развилась и стала включать сторонние (third-party) cookie-файлы. По сути, компании, не связанные с сайтом, на котором вы находитесь, размещают в вашем браузере фрагмент кода, который позволяет им отслеживать, какие ещё сайты вы посещаете в интернете.
Эти брокеры берут информацию из интернета, а также данные о местоположении из приложений на телефоне, которые её передают, объединяют данные в довольно детализированные профили и продают их — причём весьма свободно — не только «компаниям, которые хотят вам что-то продать». Практика обезличивания данных перед их передачей также подвергается критике, учитывая, как легко провести обратную инженерию.
Весь сюжет стоит посмотреть. Оливер делает ключевой вывод о том, что «вся экономика интернета в настоящее время, по сути, построена на этой практике», и что изменения «будут непростыми». Чтобы смягчить риски, в Last Week Tonight зрителям предложили список браузеров, сохраняющих конфиденциальность — будет интересно посмотреть, увеличатся ли их загрузки благодаря «эффекту Джона Оливера». Пользователям iPhone рекомендуется отключить «Трекинг-запросы приложениями» в разделе «Настройки» > «Конфиденциальность» > «Отслеживание». (Приблизительный аналог на Android — это возможность «Отключить персонализацию рекламы» в разделе «Настройки» > «Настройки Google» > «Реклама».)
Со своей стороны, инициатива Google Privacy Sandbox предусматривает постепенный отказ от сторонних cookie-файлов в Chrome к 2023 году, в то время как Android внедрит рекламные подходы, лучше сохраняющие конфиденциальность.