
С тех пор как Марк Цукерберг представил видение будущего технологий и социального взаимодействия Facebook, а ныне Meta, я пытался представить, каким будет эквивалент от Google. Я пришел к выводу, что такое направление метавселенного пространства является прямым противоречием современной концепции Google о технологиях, которые помогают.
Метавселенное пространство — это технологическое эскапизм в худшем его проявлении
На мой взгляд, полностью реализованное метавселенное пространство побуждает людей проводить свои жизни в мирах, которые все больше отрываются от физического. Несмотря на высокие амбиции, это кажется просто ребрендингом виртуальной реальности, где люди встречаются в виртуальных пространствах и представлены аватаром, который сначала мультяшный, а со временем становится похожим на жизнь. На мой взгляд, худший сценарий — это когда люди ищут метавселенное пространство, пока мир приходит в упадок, вместо того чтобы пытаться исправить или хотя бы признать то, что реально. Этот эскапизм становится возможным благодаря различным компаниям, активно работающим над виртуальным воссозданием физического мира.
В метавселенном пространстве вы сможете делать практически все, что можете себе представить — встречаться с друзьями и семьей, работать, учиться, играть, делать покупки, создавать — а также получать совершенно новый опыт, который не соответствует тому, как мы сегодня думаем о компьютерах или телефонах.
У меня вызывает особое возражение мнение Цукерберга о том, что метавселенное пространство является лишь продолжением миссии компании и/или ее нынешних социальных приложений, а не чем-то совершенно иным.
В нашей ДНК заложено создание технологий, объединяющих людей. Метавселенное пространство — это следующая граница в объединении людей, так же как социальные сети были, когда мы начинали.

Такой взгляд не в полной мере решает моральные дилеммы предоставления людям мощного выхода и альтернативы взаимодействию с реальным миром. Сегодня Facebook, Instagram и WhatsApp — это те платформы, куда вы целенаправленно идете, чтобы общаться. Метавселенное пространство предназначено для большего, чем просто связь. Успешное метавселенное пространство призвано стать всей реальностью человека — заниматься спортом, работать или учиться, смотреть фильмы/концерты, играть в игры и общаться с друзьями — от рассвета до заката.
Помимо вопросов о том, насколько это может вызывать привыкание — при том, что уже сегодняшние 2D-технологии демонстрируют, что это уже проблема — существует множество опасений относительно того, кто должен контролировать и управлять этим миром.


Другой путь
Это не значит, что я противник технологий или даже виртуальной реальности. VR захватывает и будет процветать в играх и других развлечениях, обучении, обмене иммерсивными сценами, например, фотосферами, занятиях спортом и многом другом. Однако в идеале она никогда не должна превращаться во взаимосвязанный мир, который отвлекает людей от реального, имитируя его виртуально.
Вместо этого, компании-производители потребительской электроники должны тратить свое время на дополненную реальность. Это направление технологий не пытается заменить реальный мир, а скорее помогает пользователям в их повседневной жизни.
Люди будут носить очки, которые накладывают информацию, такую как маршруты, достопримечательности (предприятия, памятники и т.д.) и имена людей (в зависимости от того, с кем вы ранее встречались и обменивались контактной информацией).
Другое большое обещание — плавающие экраны, которые могут стать способом работы (при подключении клавиатуры для набора текста). Было время, когда смарт-часы преподносились как нечто, что может заменить смартфон. Оглядываясь назад, можно сказать, что это никогда не должно было произойти, поскольку носимые устройства на запястье никогда не могли быть устройствами для повышения производительности при чтении и наборе большого объема текста. В краткосрочной и среднесрочной перспективе умные очки — это единственное, что может заменить форм-фактор с точки зрения чистой функциональности и полезности. Тем временем, при просмотре видео, виртуальные дисплеи могут быть общими при просмотре телевизора и видны другим пользователям очков для совместного, социального опыта.
По сути, AR будет очень сильно привязана к реальности, а не изолирована.
Путь Google
Google должен исключительно следовать этому подходу в отношении того, что будет дальше. В частности, компания не должна создавать никаких социальных метавселенных, которые создают целые миры.
Некоторые люди/инвесторы могут утверждать, что двухэтапный план Facebook — сначала метавселенное пространство, затем AR — лучше, но я считаю, что создание иммерсивной VR — это ненужный скользкий путь. Опять же, я опасаюсь, что метавселенное пространство будет слишком заманчивым и, возможно, слишком прибыльным — с точки зрения захвата внимания и потраченного времени — чтобы какая-либо компания могла отказаться от него, когда технология AR будет готова. Существуют также многочисленные проблемы с модерацией и управлением.
Кроме того, для Google у компании просто отсутствует социальная хватка (как видно по множеству ее неудачных приложений для обмена сообщениями), и она отказалась от VR — фундаментальной технологии, необходимой для социального метавселенного пространства. Daydream больше не поддерживается на новых телефонах, и сообщество разработчиков VR-приложений исчезло, а автономный Daydream — то, что могло бы конкурировать с Oculus/Meta Quest 2 — тоже закрыт.


Если посмотреть на нынешний Google, то его AR-продукт исключительно программный и ориентирован на телефоны. Он создает сервисы, которые работают на мобильных устройствах, но по-настоящему раскроются на умных очках. Google Maps Live View накладывает маршруты, уличные знаки и достопримечательности на реальный мир, чтобы помочь вам ориентироваться. Компания использует Street View для системы визуального позиционирования (VPS), в то время как эти AR-наложения все чаще работают внутри помещений, чтобы помочь вам ориентироваться на станциях метро.
Тем временем, следующее крупное расширение Live View позволит вам исследовать мир с AR-наложениями. После запуска, панорамирование камеры телефона будет подсвечивать названия магазинов и информацию, такую как часы работы и отзывы.
Другой крупный AR-сервис — Google Lens. Этот инструмент визуального поиска сегодня может переводить, копировать текст, распознавать QR-коды, находить товары и идентифицировать объекты, включая здания, растения и животных. На умных очках Google Lens и Live View вполне могут стать вашим основным пользовательским интерфейсом/фильтром для мира.
Конечно, это программное обеспечение, которое в основном основано на существующей работе и данных из Google Maps, нуждается в потребительском оборудовании для процветания. AR на базе телефонов не является очень иммерсивной или интуитивной. Однако прогресс Google в этой области окутан секретностью.



Google AR & VR — это подразделение, отвечающее за усилия компании, причем вице-президент Клэй Бавор в 2019 году отметил (через CNET):
«Что касается аппаратного обеспечения и устройств, я снова характеризую фазу, в которой мы находимся, как глубокие НИОКР, сосредоточенные на создании критически важных блоков LEGO за закрытыми дверями. Если вы можете это себе представить, у нас, вероятно, есть прототип чего-то подобного в одной из наших лабораторий».
В прошлом году компания приобрела компанию North, которая производила умные очки Focals. Это приобретение, несомненно, внесло в группу ноу-хау в области носимых устройств и потребительской электроники. Тем временем, как показал Project Starline — конференц-будка с 3D-дисплеем вместо плоского экрана — на I/O в мае, команда способна хранить аппаратное обеспечение в секрете.
Хотя новостей об этом было несравненно меньше, чем о Meta, которая любит хвастаться достижениями в НИОКР без разбора, будем надеяться, что аппаратное обеспечение Google прогрессирует так же быстро, как и программное обеспечение, уже работающее на сотнях миллионов телефонов.

Заявите о своем видении
В октябре генеральный директор Сундар Пичаи заявил, что команды Google по аппаратному обеспечению и платформам «обдумывают» дополненную реальность. Это было одним из самых смелых индикаторов, в то время как глава отдела аппаратного обеспечения Рик Остерлох ранее заявил, что чип Tensor является «идеальной основой для внесения серьезных улучшений в AR». Это было конкретно в отношении того, как собственный SoC Google оптимизирован для моделей ИИ и машинного обучения, необходимых для дополненной реальности.
«AR включает в себя множество методов машинного обучения, чтобы понимать, что происходит».
Нежелание компании публиковать свои наработки в этой области может быть связано с тем, что технология еще не готова. Тем временем, конечно, есть вредоносный репутационный удар, которым оказался Glass, где амбиции компании опередили то, что было технологически возможно в то время.
Потребительская дополненная реальность с точки зрения технологий и аппаратного обеспечения все еще находится в нескольких годах от нас. Но я думаю, что мы приближаемся к моменту, когда Google должен будет озвучить свое видение того, что ждет нас дальше в сфере вычислений, чтобы не позволить другим доминировать в будущем.
Meta очень явно изложила свое видение всеобъемлющего метавселенного пространства с кратким упоминанием текущей работы над AR в конце, в то время как Apple, по слухам, собирается анонсировать гарнитуру смешанной (дополненной + виртуальной) реальности до появления настоящих очков. Это устройство, наряду с грядущей премиальной гарнитурой Meta, может служить комплектами для разработчиков с возможностью сквозного просмотра камеры, которые будут имитировать опыт разработки для AR-очков.
Ключевое выступление, несомненно, станет моментом, когда Apple изложит свой план, а ее существующая база разработчиков послужит огромным преимуществом. Между тем, Microsoft на прошлой неделе изложила видение корпоративного метавселенного пространства, в то время как Niantic, Epic (Fortnite) и Roblox также участвуют в обсуждении.
У Google еще есть время, прежде чем ей придется показать свои карты, но мы приближаемся к моменту, когда она рискует быть заглушенной, и любое последующее объявление, когда поле будет насыщено метавселенным пространством, будет выглядеть реакцией, а не отражением многолетней разработки.
Во многих отношениях AR соответствует текущей миссии Google по созданию технологий, которые организуют (общедоступную и личную) информацию, чтобы помогать людям в их повседневной жизни. В отличие от этого, ставка на социальное метавселенное пространство была бы для Google продвижением совершенно ненужного продукта, когда 2D-эквиваленты более чем достаточны. AR имеет возможность дополнить и адаптироваться к вашей существующей жизни, в то время как метавселенное пространство требует, чтобы вы жили и осваивали другой мир с конечной целью потребления всего, от вашей личной до рабочей сферы. Видение, в котором технологии оказываются более вспомогательными, чем подавляющими, многое бы сделало для предложения другого пути для индустрии.