
Вчера появились первые обзоры Google Stadia, и, похоже, все сходятся во мнении, что она работает довольно хорошо. Но это техническое достижение омрачено тем, что многие из обещанных значимых функций сервиса не доведены до ума, а другие пока вообще отсутствуют. Эта функциональная бета-версия Google Stadia только усиливает опасения по поводу платформы в то время, когда у нее и так мало пространства для ошибок в сообщениях.
Во-первых, технологическое достижение очевидно. Большинство обзоров говорят, что сам игровой процесс в Stadia волшебный — в большинстве случаев практически неотличимый от игры на консоли. Как человек, который несколько раз пробовал демо-версии Stadia с момента ее анонса в марте, я не был сильно удивлен, услышав, что она работает.
Вот что пишет Android Police:
За время использования платформы производительность потоковой передачи была невероятно впечатляющей — но скудный выбор игр на старте и множество недоработанных функций создают трудный старт для зарождающейся игровой платформы.
А вот что пишет The Verge:
Если вы ожидаете, что она будет выглядеть или работать так же хорошо, как высокопроизводительный игровой ПК или даже высококлассная игровая консоль, или если вы надеетесь на «killer app», вы можете остаться разочарованы. Но общая реакция, которую я испытал, играя в Stadia, была такой же, как и при использовании неплохих наушников: я бы с удовольствием продолжил играть, если бы меня уже не избаловали.
Подавляющее большинство моего опыта со Stadia — особенно дома, при стабильном беспроводном подключении, которым пользуюсь только я — было безупречным и позитивным. Игры работают так, как будто они запущены локально, и это весьма впечатляет.
Итак, отлично, главный вопрос решен. Если вы хотите купить Stadia — контроллер, подписку, цифровые игры, которые принадлежат вам только до тех пор, пока Google поддерживает работу сервиса — вы абсолютно можете сделать это с чистой совестью. Просто вам придется подождать некоторое время, чтобы получить многие из самых крутых функций, которые Google обещал ранее.
Такой исход был предсказуем; Google обычно имеет склонность выпускать минимально жизнеспособные продукты новых или улучшенных технологий, чему способствует их масштабируемость — вспомните Google Duplex — при этом упуская возможность сделать эти технологии полностью стоящими для покупки или использования. Я могу одновременно похвалить Google за технологическое достижение и порекомендовать вам, возможно, не платить сотни долларов, чтобы быть бета-тестером.
На мой взгляд, одним из самых больших препятствий для Stadia является маркетинг и коммуникация — в основном, касающиеся ценности и доверия. Google необходимо убедить людей, которые любят играть в игры, что им следует делать это на Stadia, а для этого им нужно убедить технологических и игровых инфлюенсеров и обозревателей, и, самое главное, потребителей, что Stadia предлагает комплексное обслуживание, которое:
- работает (проверено?)
- имеет ощутимые преимущества перед гораздо менее «прожорливыми» в плане данных и более доступными существующими альтернативами
- фактически предлагает то, что заявлено
- и не будет закрыто до того, как докажет свою ценность
Я думаю, сегодня они доказали, что технология, лежащая в основе Stadia, работает, и если в дальнейшем будут улучшения, то это, по крайней мере, хороший знак, учитывая немногих критиков, которые нашли производительность неудовлетворительной. Некоторые преимущества сервиса перед традиционными игровыми платформами (например, возможность играть в AAA-игры где угодно) уже проявляют себя. Но Google все еще нужно доказать, что многие другие аспекты Stadia действительно сработают, и им нужно сделать больше, чтобы убедить людей, что мем «Google убивает все» — это не то, о чем стоит беспокоиться.
По иронии судьбы, то, будет ли Stadia находиться под прицелом, как называет это наш Сет, вероятно, во многом зависит от того, как все сложится в ближайшие 12-24 месяца. Google пытается быть менее непостоянным в отношении своих аппаратных продуктов первого выпуска, чем в отношении своих бесчисленных проектов программного обеспечения, протестированных по методу A/B, и они открывают несколько собственных игровых студий, поэтому Stadia, похоже, имеет больше шансов на выживание по умолчанию. Но Google также имеет тенденцию быть реалистичной, когда что-то просто не будет работать.
Со своей стороны, Google официально заявила, что Stadia — это «проект на 10 лет или более», что, конечно, но часто существует разница между заявленной Google приверженностью и фактической приверженностью.
С технологической точки зрения, у нас уже есть дорожная карта развития технологий как минимум на пять лет. Когда мы смотрим на Stadia, это долгосрочная инвестиция для нас, это не то, на что мы смотрим в ближайшие два-три года. Это проект на 10 лет или более, и мы определенно смотрим в долгосрочную перспективу.
Если Google Stadia даже не покажет признаков способности нарушить статус-кво игрового рынка в ближайшие несколько лет (не говоря уже о том, чтобы обойти конкурентов, появляющихся от признанных игроков в этой области, которые действительно имеют репутацию в принятии решений, основанных на репутации и лояльности, которые делают геймеры), я не удивлюсь, если произойдет самый пессимистичный исход.
Все это звучит цинично, и да, это так. Но в то же время (и это мой главный довод) то, как Google подошла к коммуникации вокруг сегодняшнего запуска, ничего не делает для укрепления доверия. Как уже исчерпывающе отмечалось, практически ни одна из лучших функций, которые Google демонстрировала для Stadia ранее в этом году, не доступна в день запуска.
Вот частичный список того, что Google ранее показывала, намекала или анонсировала, но чего нет в день запуска:
- Возможность использовать беспроводные наушники с контроллером Stadia
- Полностью беспроводной игровой процесс с контроллером Stadia на ПК и телефоне
- Игры, которые полностью используют огромную облачную инфраструктуру
- Любые игры, кроме 12 (позже увеличено до 22… в последнюю секунду)
- Любые оригинальные игры от собственных студий Google
- Buddy Pass не будет доступен в первые две недели
- Нет потоковой передачи 4K или HDR на ПК с Chrome
- Stream Connect, State Share и Crowd Play
- Практически вся функциональность Google Assistant
Запуск Stadia Google таким образом вызывает беспокойство в то время, когда Google необходимо успокаивать опасения, а не порождать новые. Google Stadia уже сталкивается с трудной задачей убедить закоренелых геймеров не игнорировать ее, не говоря уже об общих опасениях, которые возникают практически при любом запуске Google, и, не маркируя явно запуск как бета-версию, Google посылает ранним пользователям сообщение о том, чего им следует ожидать от Stadia.
Сегодня эта минимально жизнеспособная версия — это то, чем является Stadia. Но это даже близко не то, что Google анонсировала ранее в этом году, и, зная Google, это не тот продукт, к которому они будут стремиться в течение следующих пары лет — продукт, который, возможно, действительно стоит рекомендовать.