
Агрегированные данные о местоположении могут использоваться для полезных функций: Google применяет эту историю для обновлений трафика, рекомендаций и рекламы. Новый отчет показывает, как правоохранительные органы США все чаще запрашивают эти данные в рамках уголовных расследований. Хотя это и полезно, правозащитники утверждают, что такие чрезмерно широкие практики рискуют «зацепить невиновных».
Что происходит технически?
The New York Times сегодня опубликовала подробный анализ функции «История местоположений», которую Google представила в 2009 году. Она «сохраняет информацию о том, где вы находитесь со своими устройствами, даже когда вы не используете конкретную службу Google». Последняя часть означает, что отслеживание и запись вашего местоположения происходит в фоновом режиме, даже когда пользователи не запускают активно приложение для определения местоположения (например, Google Карты) на своем телефоне.
Google отмечает, что «История местоположений» позволяет получать «преимущества», такие как «персонализированные карты, рекомендации на основе посещенных вами мест, помощь в поиске телефона, обновления дорожной обстановки в реальном времени о вашей поездке на работу и более полезную рекламу».
Эта функция «отключена по умолчанию для вашей учетной записи Google» и должна быть включена вручную. Пользователи могут видеть эту функцию в действии на своей Хронологии Google Карт, имея возможность редактировать и удалять отдельные записи. Историю местоположений можно также отключить на каждом устройстве отдельно. За последний год Google упростила для пользователей понимание этих настроек:
- Google упрощает контроль и удаление данных, начиная с Поиска
- Обновленный интерфейс «Аккаунт Google» официально запущен с расширенным контролем и конфиденциальностью
- Хронология Google Карт
- Хронология Google Карт
Важно отметить, что «История местоположений» отличается от «История действий в интернете и приложениях», которая используется Google Ассистентом. Хотя она и включает данные о местоположении, она больше ориентирована на действия пользователей на их телефонах, а не на физическое местоположение.
Как используют правоохранительные органы?
«История местоположений» — а не «История действий в интернете и приложениях» — хранится в базе данных Google под названием Sensorvault. По данным NYT, эти записи охватывают десятилетний период и включают сотни миллионов устройств по всему миру.
Когда в каком-либо районе происходит преступление, полиция все чаще запрашивает у Google ордер на «предоставление информации обо всех устройствах, которые были зафиксированы поблизости от места преступления, потенциально захватывая местонахождение любого человека в этом районе».
В этом году, по словам одного из сотрудников Google, компания получала до 180 таких запросов в неделю. Google отказалась подтвердить точное количество.
В беседе с The New York Times сотрудники Google отметили резкий рост числа ордеров за последние шесть месяцев. Эта практика впервые была использована федеральными агентами в 2016 году, но затем ее подхватили местные полицейские управления в Калифорнии, Вашингтоне, Миннесоте и Флориде.
Процесс получения ордера
- Правоохранительные органы запрашивают у судьи «ордер на геозону» для определенного времени и территории.
- Google выполняет судебные запросы и обращается к Sensorvault для получения данных об устройствах в указанном районе. На этом этапе Google присваивает информации только «анонимные идентификационные номера».
- Полиция использует эти данные для определения «местоположений и закономерностей передвижения», связанных с преступлением.
- Отправляется еще один запрос в Google на устройства, принадлежащие возможным подозреваемым и свидетелям, после чего компания раскрывает имена пользователей и другую информацию.
Статья NYT включает интерактивную инфографику всего процесса, которая заслуживает внимания. Сам Google создал и придерживается этого двухэтапного процесса, сначала предоставляя только анонимные данные.
Между тем, эти данные не являются панацеей для детективов — что признают некоторые сотрудники правоохранительных органов — учитывая, что базовая система не была предназначена для обеспечения такой точности. У Google накопился большой объем запросов, и иногда компания не может предоставить данные в течение недель и месяцев.
Хотя кэш данных Google огромен, он не охватывает каждый телефон, как сказал г-н Эденс, аналитик разведки из Калифорнии. И даже если местоположение записывается каждые несколько минут, это может не совпадать с моментом стрельбы или нападения.
Почему это проблематично
Техника доказала свою эффективность, но в то же время уже есть случаи, описанные в NYT, которые показывают, как полиция использовала эти данные для обвинения невиновных людей из-за широкого характера запросов и данных.
Технологические компании годами реагировали на судебные приказы о предоставлении информации о конкретных пользователях. Новые ордера идут дальше, указывая на возможных подозреваемых и свидетелей при отсутствии других улик. Часто, по словам сотрудников Google, компания отвечает на один ордер, предоставляя информацию о местоположении десятков или сотен устройств.
Что касается гарантий, Верховный суд постановил, что ордера — в соответствии с существующей практикой Google — необходимы для получения исторических данных о местоположении с устройств. Однако эта практика варьируется по стране, причем в некоторых регионах существуют более строгие требования:
Некоторые юрисдикции требуют, чтобы следователи снова обращались к судье и получали второй ордер, прежде чем получить идентифицирующую информацию. С помощью другого ордера следователи могут получить более обширные данные, включая закономерности местоположений за несколько месяцев и даже электронные письма.
С полной версией статьи The New York Times стоит ознакомиться, чтобы узнать обо всех примерах использования этих ордеров.