Мнение: Ознаменует ли весенний запуск Amazon/Nexus/Apple TV начало конца прямого эфирного вещания?

Стриминговое телевидение набирает обороты. Похоже, что Amazon собирается запустить свою ТВ-приставку в марте, мы ожидаем, что Apple анонсирует новую приставку Apple TV в апреле, а Google, по слухам, не отстает с устройством под брендом Nexus.

Так называемое «отключение от провода» (cord-cutting) – когда люди отказываются от подписок на кабельное телевидение в пользу стримингового контента через интернет – становится все более популярным. Просмотр ТВ на мобильных устройствах, таких как планшеты, становится все более распространенным явлением.

Все это заставляет меня задуматься, не являемся ли мы свидетелями начала конца прямого эфирного вещания…?

Возможно, мне стоит отметить свою личную предвзятость: я не владею телевизором уже много лет. При разделе имущества во время развода моя бывшая жена оставила себе телевизор, а покупка нового оказалась где-то в самом низу моего списка дел. Спустя около двух лет я так и не добрался до этого и понял, что мне его не хватало.

Дело не в том, что я не смотрю телешоу. Просто Netflix и BBC iPlayer дают мне все необходимое телевидение: я смотрю его на ноутбуке или планшете, когда я один, и подключаю ноутбук к большому монитору, когда у меня гости.

То, что начиналось как довольно эксцентричное поведение человека, который никогда не был особым телеманом, похоже, становится все более мейнстримным. Все больше людей сначала обращаются к VOD-сервисам, таким как iTunes, Netflix и Hulu, а прямое эфирное телевидение становится скорее случайной привычкой.

Конечно, большинство людей не готовы полностью отказаться от своих телевизоров. Более того, тенденция идет к все более крупным экранам. Есть немалая ирония в том, что производители телевизоров все активнее продвигают 55- и 65-дюймовые экраны тем самым людям, которые также смотрят телешоу на своих планшетах, фаблетах и даже смартфонах. Но в этом-то и суть: люди должны иметь возможность выбирать не только что они смотрят, но и где, когда и как они это смотрят.

Я также не думаю, что большинство готовы отказаться от своих ТВ-тюнеров. *Некоторое* ТВ всегда будет просматриваться в прямом эфире, даже если это всего лишь новости и спорт. Есть также те шоу в прайм-тайм, которые люди любят обсуждать с друзьями и коллегами на следующее утро, и если вы не посмотрели его в прямом эфире – или, по крайней мере, позже тем же вечером – вы остаетесь вне беседы у кулера.

Действительно, ходят слухи, что новая приставка Apple TV будет содержать ТВ-тюнер именно потому, что прямое эфирное вещание все еще играет роль. Но я думаю, что эта роль будет становиться все меньше, а видео по запросу станет вариантом по умолчанию. И прямое эфирное вещание, конечно, не обязательно означает доставку через телевизионную антенну или кабельное обслуживание.

Предлагаемые мной изменения не произойдут в одночасье. Есть три очевидных препятствия, которые необходимо преодолеть.

Во-первых, привычка и инерция. Для нетехнологичного массового рынка есть комфорт и привычность в том, чтобы продолжать получать свои любимые программы с любимых каналов, даже если они записывают их для последующего просмотра. Но это ничем не отличается от любых других технологических изменений: ранние последователи прокладывают путь, а массовый рынок следует за ними.

Во-вторых, пропускная способность. Все еще есть те, чьи широкополосные соединения еще недостаточно быстры для поддержки надежной потоковой передачи HD-контента – и это еще до того, как мы заговорим о 4K-контенте. Но это проблема, которая будет решена. Google, например, имеет большие планы относительно своего гигабитного сервиса Google Fiber.

В-третьих, и, возможно, самое сложное из всего, — это существующие телевизионные сети. Они одновременно мощные и консервативные. Раньше, до того как просмотр со сдвигом во времени стал обычным явлением, они диктовали, что люди смотрят и когда. В наши дни они говорят нам, какие устройства мы можем использовать для просмотра их шоу.

Но баланс сил начинает меняться, поскольку потребители голосуют своими кошельками. Netflix продемонстрировал с *Карточным домиком*, что вам не нужно быть телесетью, чтобы иметь чрезвычайно успешное телешоу. Мы видели появление планшетных приложений для просмотра в офлайне, хотя в основном это только часть традиционного домашнего кабельного пакета. Но движение уже началось.

Именно поэтому я считаю, что растущая конкуренция в области ТВ-приставок – это хорошо, потому что именно эта конкуренция создает маркетинговые кампании, которые знакомят массового потребителя с технологией.

Прямо сейчас крупные телесети не слишком беспокоятся о том, что делают кучка технарей. Но когда стриминговые ТВ-приставки станут мейнстримом и начнут проникать в гостиные обычных людей, именно тогда стриминговое телевидение станет настолько популярным, что даже крупные телесети не смогут устоять.

Сейчас потребители обычно выкладывают 100+ долларов в месяц за кучу контента, который им не нужен, просто чтобы получить те кусочки, которые нужны. Чем популярнее становится стриминговый контент, тем сильнее давление на сети, чтобы они предоставили нам свободу выбирать тот контент, который мы действительно хотим, в тех форматах, в которых мы его хотим, платя только за это.

Это не обязательно означает, что сети проиграют. На каждого клиента, платящего 120 долларов в месяц за определенный пакет, вероятно, найдется дюжина других, которые платили бы 10 долларов в месяц за нужные им шоу. Позвольте людям смотреть то, что они хотят, как они хотят, и деньги последуют за этим.