Google «приветствует обсуждение международной налоговой реформы», — говорит Эрик Шмидт

Обновление: Сообщение на Yahoo! Finance утверждает, что Google заплатила всего 2,6 процента налога на свои зарубежные доходы в размере 6 миллиардов долларов в 2012 году.

Google, одна из компаний, подвергшихся критике за предполагаемые методы уклонения от уплаты налогов, заявляет, что приветствует дебаты о том, как могут быть реформированы международные налоговые соглашения, чтобы транснациональные компании платили правильную сумму налогов в каждой из стран, где они осуществляют деятельность.

В комментарии на сайте британской газеты Observer председатель Google Эрик Шмидт заявляет, что понимает суть полемики.

В то время, когда семьи вынуждены затягивать пояса, а финансирование жизненно важных государственных услуг находится под давлением, корпоративное налогообложение по праву является горячей темой. И как компания, которая всегда стремилась поступать правильно, мы понимаем, почему Google находится в центре этой дискуссии. В интересах продвижения аргументации – от обвинений к действиям – вот три принципа, с которыми, мы надеемся, согласится большинство людей…

Во-первых, по его словам, налог должен основываться на том, где генерируется прибыль, а не где накапливаются доходы. Другими словами, если продукт изобретен в США американскими инженерами, прибыль должна облагаться налогом там, даже если основная часть продаж осуществляется за границей.

Во-вторых, компании должны лишь следовать правилам, установленным законодательством, — и что политики должны изначально устанавливать правильные правила.

В-третьих, любая реформа должна быть международной по своему характеру, при этом все страны ОЭСР должны согласовать пересмотренный набор налоговых соглашений.

Третий пункт неоспорим: практически невозможно для какой-либо одной страны эффективно вводить односторонние правила для компаний, базирующихся за пределами этих стран. Однако его первые два утверждения требуют более тщательного изучения.

Если вы продаете миллион единиц продукта в стране — скажем, телефон или, возможно, какие-либо электронные изделия — действительно ли разумно утверждать, что вы не должны платить налоги в этой стране только потому, что технология была изобретена в другом месте? Действительно ли реклама Google, продаваемая в Великобритании британским компаниям и появляющаяся на британских веб-сайтах для генерации продаж от британских потребителей, не должна облагаться налогом в Великобритании только потому, что концепция спонсируемых результатов поиска была разработана в США?

И хотя принцип, согласно которому политики должны принимать законы, а компании лишь соблюдать их, звучит разумно, вряд ли транснациональные компании весело и невинно просто платят то, что им предписано законом. В реальности же компании нанимают множество умных юристов и бухгалтеров, чья единственная задача — найти законные способы обхода правил, чтобы минимизировать налоговые счета.

Не случайно Google размещает свои британские отделы продаж за морем, в Ирландии, где корпоративный налог составляет 12,5%, а не в Великобритании, где ставка составляет 24% — что, возможно, не является очевидными действиями компании, «стремящейся поступать правильно»…